Умнее, чем вы думаете: как раскрыть и развить способности вашего ребёнка
Опубликовано 27 Март 2018 в 14:38
Блог Дети в городе Одесса > Образование > Умнее, чем вы думаете: как раскрыть и развить способности вашего ребёнка
Photo: Pexels
Ваш малыш интересуется музыкой, а ему нет ещё и трёх лет? Как своевременно раскрыть способности у ребёнка? В каком возрасте можно определить к чему есть склонности у малыша? И как развивать способности, чтобы не навредить ребёнку?
Для начала разберемся что такое склонности, способности и талант, и какая между ними разница.
Способности - индивидуальные особенности личности, которые указывают на предрасположенность к той или иной деятельности. Нельзя выявить способности у годовалого малыша, можно разве что проанализировать какие врожденные задатки есть у ребёнка, ведь именно они и формируют в будущем базу для развития склонностей.
Склонности проявляются в стремлении ребёнка к определенному виду деятельности, и являются первым шагом на пути к формированию способностей.
Талант, в свою очередь, встречается довольно редко, и расстраиваться из-за того, что у вашего ребёнка нет выдающихся способностей вовсе не стоит, ведь упорство и трудолюбие порой дают гораздо лучшие результаты.
Как выявить способности у ребёнка?
Наблюдайте, задавайте вопросы и анализируйте.
Photo by Kelly Sikkema on Unsplash
Прежде всего - наблюдайте. Никто не знает вашего ребёнка так, как вы. Малыш часами складывает из кубиков башенки, увлеченно рисует или не выпускает из рук любимый барабан - одно из этих занятий может стать делом всей его жизни, а может и нет. Торопиться с выводами не стоит. И уж тем более не стоит записывать ребёнка в десятки кружков и секций.
Разговаривайте, задавайте наводящие вопросы и анализируйте ответы. Спросите малыша чем ему нравится заниматься и почему. Конечно, ответ двухлетнего крохи мало что прояснит, но к пяти годам ответы будут обоснованнее, и, возможно, прольют свет на увлечения ребёнка.
Дарите наводящие предметы: музыкальные инструменты, футбольный мяч или конструктор. И снова наблюдайте и анализируйте. С каким увлечением ребёнок играет в ту или иную игру? Как много времени он проводит за этим занятием, и насколько хорошо у него получается? Ответы на эти вопросы помогут вам лучше понять своего ребёнка, выявить у него способности и развивать их в дальнейшем.
В каком возрасте формируются способности?
Масару Ибука, создатель новаторских концепций по раннему воспитанию и развитию детей, акцентирует внимание на том, что ключ к развитию умственных способностей ребёнка - это его личный опыт познания в первые три года жизни. В своей книге «После трёх уже поздно» он пишет: «При правильном воспитании в раннем возрасте ребёнок и в школе учится лучше. Он легче переносит систему «добывания оценок» в школе. Если были посеяны хорошие семена в наиболее критический период раннего развития, ребёнок вырастет достаточно крепким, чтобы противостоять любым трудностям.»
Как развивать способности не причиняя вреда?
«Удивительно, но многие родители долго не расстаются с иллюзией, что, пока ребёнок находится на их попечении, они могут делать с ним всё, что им заблагорассудится. Они могут сказать: «Я хочу сделать из него инженера» или «Хочу, чтобы он стал музыкантом», как будто заказывают костюм у портного» - пишет Ибука. И, несмотря на то, что книга была написана в начале семидесятых годов, она актуальна и в наши дни.
Иногда, в стремлении дать своему ребёнку больше возможностей, родители переусердствуют, записывая его в пять разных секций, или испытывая на крохе все возможные методики раннего развития. Важно понимать, что долг родителей - это грамотно и осторожно направлять, создавая все условия для развития способностей в соответствии с возрастом ребёнка и его предпочтениями.
Вызвать интерес ребёнка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический метод. Photo by Click and Boo on Unsplash
Выявить к чему у ребёнка есть способности - это только начало, куда важнее развивать их, и делать это так, чтобы ребёнок не утратил интерес.
В своей книге Масару Ибука приводит отличный пример: «Двух- и трёхгодовалых детей часто против их воли каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться музыке, то все подобные попытки кончаются слезами и истериками. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание и чувство собственного «Я», которое не терпит никакого насилия.
Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать всё, что они хотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух - трех месяцев
ребёнок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребёнка достигло апогея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий — шесть месяцев.
Главный принцип метода доктора Сузуки — вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение — худший способ обучения. Если у ребёнка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребёнка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический метод.»
Какой тип интеллекта у ребёнка?
Вы когда-нибудь слышали о теории множественных интеллектов? Она была разработана профессором Гарвардского университета в 1983 году. Её автор, Говард Гарднер, утверждает, что существует восемь или девять различных видов интеллекта. Исходя из этой теории можно сказать, что некоторые дети наделены лингвистическим интеллектом, а другие - логико-математическим, или натуралистическим, или музыкальным интеллектом.
Один из способов помочь ребёнку раскрыть свои сильные стороны - это диагностика внутреннего потенциала.
Центры Одессы, которые могут помочь в развитии вашего ребенка:
Центр интеллектуального развития «Орфей»
Photo: Центр интеллектуального развития «Орфей»
Центр интеллектуального развития «Орфей» - это оазис интеллектуального развития для всей семьи.
Сегодня одним из основных направлений деятельности учебного центра являются курсы эйдетики для детей и взрослых, помогающие развивать память, практиковать различные способы воспроизведения и запоминания информации любого вида. Обучение эйдетики ребёнка — это творческое запоминание с помощью образов. Данная техника не практикуется в обычных школах, однако она является тем необходимым умением, которое поможет ребёнку достичь больших высот как в маленьком возрасте, так и во взрослой жизни.
Опытные педагоги центра развития «Орфей» проводят тренинги для взрослых и детей: скорочтение, развитие памяти, ментальная арифметика, обучение чтению, каллиграфия.
По всем программам есть бесплатные пробные уроки, где вы можете познакомиться с методикой и преподавателями, попробовать занятие «на вкус» и принять решение.
Елизавета
«Обе мои дочери с удовольствием ходят в «Орфей». Старшая прошла несколько курсов скорочтения, курс эйдетики и сейчас проходит курс ментальной арифметики. Моя благодарность преподавателям не знает границ, т.к. ребёнок пришел сильно скованный и не верящий в свои силы. После окончания курса мы не только получили серьезный результат по скорости чтения но и порцию уверенности в своих силах.»
«Чудо-родители»
Photo: «Чудо-родители»
«Чудо-родители» - образовательное сообщество, созданное в помощь мамам, папам, бабушкам и дедушкам.
Сергей Чуднявцев, автор школы «Чудо-родители»:
«С 2014 мы организовываем и проводим мастер-классы, тренинги, курсы, вебинары и лекции по воспитанию детей от 0 до 18 лет.
Наша миссия - это помогать родителям находить новые пути к осознанному воспитанию детей и наслаждаться собственной жизнью.»
Сергей Чуднявцев – тот, кто придумал систему и базу знаний и стал первым Чудо-родителем, в своей собственной семье. Сергей - автор и ведущий курсов и мастер-классов школы «Чудо-родители». Семейный психолог, писатель, кандидат медицинских наук, отец и муж. Сергей не сразу раскрыл тайну чудо-родительства. А когда раскрыл, тут же поделился ею с другими мамами и папами.
Обучение проходит в двух направлениях: курс «Азбука воспитания» для родителей детей от рождения и до 11 лет, и спецкурс «Трудный Возраст» для родителей подростков.
Что дает родителям прохождение курса «Азбука воспитания»?
«Пройдя курс родители будут знать как распознать и развить таланты ребёнка. Мы научим их определять разницу между первичными способностями: исполнительской, творческой и организаторской, и сбалансировано развивать все три мотива. Родители найдут варианты развития уже имеющихся способностей, и поймут, как удерживать баланс и гармонию между всеми способностями.
После курса «Азбука воспитания» вы будете знать секреты детского послушания, найдете способы мотивации своего ребёнка и поймёте, как без принуждения и манипуляций развить таланты киндера.»
Детская студия «Карандашик»
Photo: Детская студия «Карандашик»
Детская студия «Карандашик» - это безопасный, волшебный и увлекательный мир для детей. С помощью индивидуально разработанных программ, ребёнок быстро освоит чтение, счет, письмо, научится решать логические задачи, познакомится с окружающим миром, запомнит основные правила этики, научится петь, танцевать и рисовать.
Программы основаны на лучших мировых достижениях в области педагогики и собственном, богатом опыте педагогов студии «Карандашик». Японские программы обучения, с использованием специальных рабочих тетрадей и альбомов, помогут быстро освоить навыки письма, чтения и счета. Разовьют креативное мышление ребёнка.
Особое внимание уделяют развитию и формированию психических процессов малыша: вниманию, памяти, восприятию, мышлению и воображению. Для этого детям помогают осваивать и закреплять грамоту, чтение, активно развивать речь, расширять кругозор и мировоззрение, решать математические и логические задачи, развивать музыкальные и творческие способности.
Опыт педагогов, современные пособия и методики обучения, лучший игровой и познавательный материал помогут раскрыть в вашем ребёнке «маленького гения».
Больше организаций вы можете найти на нашем сайте.
Раннее развитие - это прочный фундамент, на котором родители могут построить счастливое и успешное будущее для ребёнка. Главное - оставлять право выбора за ребёнком, чтобы он сам решил, кем хочет стать.