Дети и деньги: финансовый ликбез
Опубликовано 09 Октябрь 2018 в 14:59
Блог Дети в городе Одесса > Образование > Дети и деньги: финансовый ликбез
Как научить ребёнка распоряжаться деньгами, экономить и копить? Когда начинать говорить с малышом о деньгах? Ответы на эти и другие актуальные вопросы — в нашем материале.
В прошлой статье мы рассказывали о типичных ошибках в финансовом воспитании детей, которые приводят к негативным последствиям. Рассмотрим подробнее как, когда и что именно говорить детям о деньгах, чтобы сформировать у них правильную модель финансового поведения.
Первое знакомство
В каком возрасте стоит начинать говорить с детьми о деньгах? Специалисты считают, что трехлетний малыш уже в состоянии понять взаимосвязь между цветными бумажками и новой игрушкой. Но это не тот случай, когда надо садиться с малышом за стол, и объяснять ему причинно-следственную связь, ведь дети учатся через игру. Очень важно заметить, когда ребёнок начинает проявлять интерес к деньгам и начать диалог.
Слово на букву «Р»
Деньги, вопреки детским ожиданиям, не растут на деревьях и не появляются волшебным образом в родительских кошельках. Говорите ребёнку, что ходите на работу и за свой труд получаете деньги, которые можно обменять на еду, одежду и всякую вкуснятину. Если малыш заинтересуется, расскажите чем именно занимаетесь. Проведите аналогию между вашей работой и детским садом, который посещает ребёнок. Таким образом крохе будет понятно, ведь абстрактное место, куда ежедневно уходит папа неизвестно, а её собственный садик и обязанности, которые она выполняет там — вполне понятны.
Аргументированный отказ
Это касается не только денег и покупок. Дети должны понимать почему им отказывают, ведь это помогает принять отказ.
Маленькие «хочухи» могут свести с ума своими истериками в магазине, но с первого (или даже с пятого) раза они не примут ваш отказ в приобретении яркой игрушки, однако, будьте терпеливы. Объясняйте малышу причину отказа и однажды, вместо «хочу-купи», вы услышите «хорошо, я согласна», или совсем взрослое — «я понимаю».
Не сдавайтесь, худшее, что вы можете сделать — уступить, и после часа истерики купить вещь, которую требует ребёнок. В таком случае малыш усвоит только один урок — громче кричать и сильнее топать ногами, и тогда мама капитулирует.
Карманные деньги
Если вы хотите, чтобы дети умели с умом распоряжаться деньгами — давайте им карманные деньги. Лишая ребёнка собственных средств, вы рискуете сформировать у него комплекс неполноценности.
Миссия карманных денег — помочь школьнику стать самостоятельным. Объясните ему, что он теперь может покупать на собственные средства, а что продолжите покупать вы.
Основные правила для родителей
Сумма карманных денег должно соответствовать возрасту и потребностям ребёнка.
Как только ваше чадо идет в первый класс — у него должны быть карманные деньги. Для первоклассника достаточно небольшой суммы, которой хватит на сок или печенье в школьной столовой. С возрастом потребности ребёнка растут, поэтому необходимо пересматривать детский бюджет раз в полгода, конечно, с участием ребёнка.
Средства надо выдавать регулярно
Сначала карманные деньги следует давать ежедневно, постепенно увеличивая период — раз в неделю, потом раз в месяц. Такой подход научит школьника планировать и распределять бюджет.
Минимум вмешательства
Жесткий контроль, так же, как и его полное отсутствие, одинаково плохо влияют на отношение ребёнка к деньгам. Следует придерживаться золотой середины: интересуйтесь у ребёнка, как он тратит свои средства, но не осуждайте его решения. Негативный опыт — замечательный учитель. Если школьник спрашивает вашего совета — скажите, как бы вы поступили, однако, не навязывайте своего мнения. Принятия решений и ответственность за них — необходимые навыки, которые ребёнок должен получить сам.
Сбережения
Как показывает практика, первые карманные деньги тратятся ещё в первый день, но впоследствии подросток научится экономить и копить, с вашей помощью.
Когда школьник освоится со своей финансовой независимостью, объясните ему, что для того, чтобы купить дорогую вещь надо экономить. Визуализация важна для детей, поэтому предложите школьнику распределить деньги в две стеклянные банки — одну для средств, которые можно тратить, другую — для сбережений. Ребёнок должен решить самостоятельно, что для него важнее — мороженое сегодня, или конструктор лего через месяц.
Покажите ребёнку на собственном примере, как вы планируете распределять семейный бюджет, на что откладываете деньги и от чего отказываетесь.
Для того, чтобы ребёнок осуществлял осознанные покупки, вы должны помочь: сравнивайте вместе, анализируйте цену и качество товара, которым заинтересовался ребёнок.
Не одалживайте ребёнку денег. Если он хочет купить какую-то вещь — пусть собирает деньги; если вы хотите, чтобы у него была эта вещь — купите её сами. Приемлемый вариант — если вы дадите необходимую сумму за счет следующих карманных выплат.
Воровство
Пожалуй, наиболее неприятная тема для всех родителей — детское воровство. Если ребёнок украл у вас деньги, прежде всего надо выяснить причины. Например, к такому поступку ребёнка подтолкнула нужда в деньгах, поскольку тех средств, что вы даете, недостаточно. Воруя деньги, ребёнок, возможно, привлекает к себе внимание, или же просто не умеет ценить деньги и труд родителей.
Но независимо от причин, если это произошло впервые, не наказывайте, а просто поговорите, узнайте мотивы этого поступка. Если причина в вас — извинитесь перед ребёнком и сделайте выводы.
Если ребёнком двигало желание купить игрушку, или выделиться среди одноклассников — накажите его, но не лишением средств, разве что той суммой, которую он украл.
Объясните школьнику причины наказания, и дайте понять, что кража не решит проблем, а только придаст новых.
Если возраст ребёнка позволяет — предложите найти подработку. Это позволит самостоятельно заработать на свои нужды и научит ценить деньги, ведь подросток узнает, каким трудом они достаются.