Как замотивировать ребенка на успех


Опубликовано 24 Сентябрь 2020 в 10:00

Блог Дети в городе Одесса >  Как замотивировать ребенка на успех


Как замотивировать ребенка на успех

Photo: Freepik


Мотивация – это побуждение к действию. Это процесс, который направляет человека, делает его активным, инициативным и вовлеченным в какое-либо дело. Очень трудно мотивировать взрослого человека, ведь, как правило, эффект мотивации длится совсем недолго. Если мы говорим о детях, запустить этот сложный процесс еще сложнее.

«Дети в городе» разбирались, какими словами лучше мотивировать современных детей, и что делать, чтобы ребенок сам хотел учиться, расти и развиваться.


Как работает мотивация


Мотивация бывает внешней и внутренней. Внешняя мотивация – это действия, направленные на ребенка извне. Когда ребенок стремится закончить четверть на пятерки, чтобы ему купили новый телефон, это внешняя мотивация. Существует также отрицательная внешняя мотивация, когда ребенок боится наказания, поэтому исправно учит уроки.

Внутренняя мотивация – это желание человека что-то делать из-за собственного интереса и стремлений. В таком случае ребенку интересна сама деятельность.

Одна из главных ошибок современных родителей в этом вопросе – активное использование внешней мотивации. Как результат, ребенок привыкает к тому, что ему постоянно нужны какие-то перспективы – поощрения или наказания. Без них человек перестает что-либо делать и к чему-либо стремиться.


«Ты должен»


Эксперты отмечают, что постановка вопроса «Ты должен» - это плохая мотивация.

«Ты должен хорошо учиться», «Ты должен убирать в своей комнате», «Ты должен помогать родителям» - все эти привычные фразы работают, но не имеют желаемого и устойчивого эффекта. Ребенок делает все из-под палки и внутренне чувствует себя некомфортно, чувствует, что он не хозяин своей жизни. Такой вид мотивации вызывает страх и злость, перерастая во взрослую установку «Я должен».

Стоит ли говорить, что взрослые, которые делают большинство вещей в своей жизни, потому что «должны», а не потому что «хотят», чаще всего чувствуют себя несчастными людьми. Они часто испытывают чувство вины, если по какой-либо причине не могут делать то, что «должны».


«Мне надо» и «Мне важно»



Photo: Freepik


К хорошей мотивации, которая приводит человека к успеху и делает его счастливым, относятся внутренние установки «Мне надо» и «Мне важно».

«Мне надо учить английский, потому что я мечтаю путешествовать по миру», «Мне важно помогать маме, потому что она очень устает после работы», «Мне надо ложиться вовремя спать, чтобы хватало сил на все мои дела».

С такой постановкой вопроса любая деятельность ребенка обретает смысл и становится для него важной. Кроме этого, ребенок чувствует, что он сам принял решение и выбрал, чему он хочет посвящать свое время и жизнь.

Конечно, не все дети способны самостоятельно мотивировать себя и находить позитив в своей деятельности. Но даже если изначально ребенок начинал что-то делать под давлением, это можно и нужно постараться перевести в положительную мотивацию. Для этого нужно помочь ему найти смысл и перейти на хорошую мотивацию.


Потребности ребенка


У каждого человека есть врожденная внутренняя мотивация. Дети с самого рождения стремятся к познанию и движению вперед. Но с возрастом она убивается под давлением внешних факторов. Существует три основополагающих потребности человека, которые нельзя подавлять, иначе мотивация будет скатываться до нуля.


1) Потребность в автономии

Ребенок должен чувствовать, что ему дают свободу, возможность самому принимать решения и быть ответственным за свою жизнь. В силу своего возраста ребенок должен иметь возможность на что-то влиять в своей жизни. Сегодня же мы видим обратную ситуацию. Родители контролируют ребенка на всех этапах принятия решения, делают вместе уроки, выбирают для них кружки, а, порой, и вузы.

Чтобы переломить ситуацию, нужно дать ребенку возможность быть самостоятельным.


Читайте также: Как найти баланс между безопасностью ребенка и самостоятельностью


2) Потребность в компетенции



Photo: Freepik


Любому человеку важно ощущать свою компетентность в чем-либо. Если человеку не удается ни в чем преуспеть, это снижает самооценку, а мотивация падает до нуля. Ребенку важно ощущать, что он мастер в каком-то деле: лучше всех справляется с математикой, умеет садиться на шпагат, круто монтирует видео в приложении и т. д. Если удовлетворить эту потребность, у ребенка сразу же взлетит мотивация, ему захочется покорять все новые и новые вершины.

Не бойтесь перехвалить ребенка, ведь любая критика или недостаточная похвала убивают мотивацию. Конечно, есть люди-борцы, которые стремятся к своей цели вопреки всему. Однако таких меньшинство.


3) Потребность в принятии

Всем людям важно чувствовать себя нужными, важными и принятыми. Это касается, как ситуации дома, так и обстановки в социуме (школе). Например, у любого ребенка пропадает мотивация ходить в школу, если его не любят учителя и не принимает коллектив. Если ребенка дразнят на кружке, ему тоже не захочется ходить туда. Кроме этого, ребенку жизненно необходима поддержка в любой ситуации.


Чтобы помочь ребенку перейти с негативной мотивации «должен» на положительную мотивацию «надо», старайтесь чаще разговаривать с ним, обсуждать, зачем ему это нужно и к каким результатам приведет то или иное действие. Важно в этих разговорах давать ребенку самому искать смыслы, а не навязывать свои взрослые убеждения. И, конечно, нужно работать над тем, чтобы базовые потребности ребенка, которые влияют на мотивацию, были удовлетворены.


Вам может пригодиться наша статья: Школа для родителей: что делать, если ребенок не может найти друзей






Подпишись на еженедельную программку от "Дети в городе"


Поиск