Как правильно говорить с детьми об инвалидности
Опубликовано 07 Октябрь 2022 в 10:00
Блог Дети в городе Одесса > Как правильно говорить с детьми об инвалидности
Photo: Freepik
Родители часто сталкиваются с довольно деликатной ситуацией, когда ребенок видит людей с инвалидностью. Ребенок может задать бестактные вопросы об инвалидности, может странно отреагировать, может сказать что-нибудь резкое или неуместное.
Из-за войны в Украине тысячи человек получили ранения и повреждения, в результате которых стали инвалидами. И речь не только о военных, но и о гражданских людях, пострадавших при обстреле и бомбардировке украинских городов. Кроме того, в Украине много людей с ограниченными возможностями, ведь инвалидность может быть не только приобретенной, но и врожденной.
«Дети в городе» подготовили для вас несколько приемов, как говорить об инвалидности так, чтобы никого не обидеть. А главное, как воспитать в ребенке адекватное восприятие людей с инвалидностью.
Вместо слов «болезнь» или «больной» употребляйте предлог «с»
Объясните ребенку, что инвалидность – это явление, когда человек не может делать определенные вещи, которые вы с ребенком делать можете.
- «Ребенок с инвалидностью» вместо «инвалид».
- «Девочка с аутизмом» вместо «аутистка».
Что отвечать, когда ребенок спрашивает: «Почему бывает инвалидность?»
Photo: Freepik
Здесь будет достаточно краткого ответа. Долгий ответ ребенок не будет воспринимать, а с научным обоснованием можно дать маху, и запутать и ребенка, и себя.
Скажите ребенку:
- «Просто так бывает. Так получилось, что у человека есть инвалидность».
Учите видеть ребенка (человека), а не инвалидность
Не стоит притворяться, что инвалидности не существует, но и не акцентируйте на этом внимание. Говорите о личности, о характере, о поведении.
- «Все люди разные, без исключений. Не бывает двух одинаковых людей, у каждого есть свои особенности. Вот ты, например, бегаешь, а мальчик передвигается на коляске. Быть разными – это нормально».
Читайте также: Как поддержать ребенка с посттравматическим стрессом
Акцентируйте внимание на тех вещах, которые объединяют детей
- «Детям с инвалидностью не нужны какие-либо специальные игры и игрушки. Они играют с Лего, машинками и куклами. Так же как и ты. Давай спросим у мальчика, какая его любимая игрушка?».
Учите ребенка поддерживать, а не жалеть
Все люди разные, но при этом все равны. Объясните ребенку, что поддержка – это разговор на равных. Такое общение никого не унижает. Говорите об инвалидности обычно, спокойно и открыто. То есть так, как вы всегда говорите.
Photo: Freepik
Помогите ребенку понять, что инвалидность бывает разная
Не бойтесь рассказать ребенку о разных средствах, которые помогают детям с инвалидностью. Акцентируйте на том, что это инструменты помощи.
- «Инвалидные коляски и пандусы помогают детям с проблемами ножек или позвоночника».
- «Слуховые аппараты помогают детям с проблемами слуха. Так они лучше слышат».
- «Шрифт Брайля – это специальный шрифт, помогающий детям с недостатками зрения».
- «Собаки-поводыри помогают детям с проблемами зрения прийти туда, куда им нужно».
- «Дети, которые не могут говорить, общаются на языке жестов. Представляешь?»
Вам может быть полезна наша статья: 8 простых приемов, улучшающих жизнь во время войны