Важные навыки, которые развивает STEM-образование


Опубликовано 29 Июль 2025 в 10:00

Блог Дети в городе Одесса >  Важные навыки, которые развивает STEM-образование


Важные навыки, которые развивает STEM-образование

Photo: Дети в городе


STEM-образование стремительно становится одним из ключевых трендов в современном обучении детей. Оно объединяет разные направления в единую систему, ориентированную на практические навыки и решение реальных задач. «Дети в городе» пообщались с представителями образовательной сферы, чтобы узнать, какие критически важные навыки дает STEM-образование, и почему следует выбирать именно его.


Сочетание теории и практики


Директор Киевского лицея «КІТЕРРА» Алина Ульянова объясняет, что привычные предметы школьной программы в основном тренируют конкретные прикладные навыки. На математике учатся считать и решать задачи, на занятиях по языку – писать грамотно и высказывать мнение. Наибольшая ценность STEM образования в развитии универсальных навыков, таких как решение проблем, критическое мышление, работа в команде.



«Например, классическая STEM-задача: запрограммировать колесного робота M-bot следовать маршруту. Сразу понятно, что нужно сложить в кучу много элементов пазла: немного физики, чтобы понять как робот отличает цвета. Немного электротехники, чтобы заживить и включить Валли. Не обойтись без алгоритмов и программирования, ведь M-bot воспринимает команды только на понятном ему машинном языке. Так что подростки интегрируют знания из разных сфер, отсеивают нерабочие схемы, спорят друг с другом, аргументируют свое мнение. И, наконец, робот едет по заданному маршруту», - рассказывает эксперт.


По ее словам, реальная жизнь не так логична и последовательна как математика или физика. В реальности мы сталкиваемся с комплексными проблемами, где требуются универсальные навыки. На таких маленьких практических STEM-проектах дети в КІТЕРРЕ могут подготовиться к будущему и почувствовать драйв и вкус технологии, науки, инженерии.


Когда стоит знакомиться со STEM?



Академический директор научно-исследовательской школы "Базис" Виктор Задоянный отмечает, что мы живем в научно-технической цивилизации. Чтобы добиться успеха или, по крайней мере, комфортно жить, желательно понимать, по каким законам работают различные устройства.




«Например, многим пришлось покупать бесперебойные источники питания и разбираться, что такое чистая синусоида, и какой мощности достаточно, чтобы питать тот или иной прибор. Для этого нужно базовое ядро знаний, к котрому можно добавлять новое. А также умение читать техническую литературу и производить расчеты по формулам», - делится наблюдениями Виктор.


По его словам, начинать знакомство с элементами STEM стоит уже с младшей школы, как только познавательная функция становится ведущей над игровой.


«В нашей школе есть курс Science с первого класса. Это по сути переосмысленная программа Cambridge Primary, адаптированная к украинским реалиям и доступному оборудованию. Также важно участие в STEM-сообществе: наши ученики 1–4 классов принимают участие в международном конкурсе Gizmos, где нужно смоделировать явление, разобраться в нем и объяснить другим», - рассказывает директор.


Новый подход к обучению



Основатель и владелец IT Академии Hashtag, преподаватель, разработчик с многолетним опытом в сфере IT Дмитрий Пирожок отмечает, что STEM – это новый подход к обучению, который готовит детей к жизни в современном мире, где технологии развиваются со скоростью света.




По его словам, STEM формирует умение думать, без шаблонов и навязчивых убеждений, решать реальные задачи, работать в команде, экспериментировать. А еще умение исследовать, анализировать, обсуждать, представлять свои идеи и не бояться ошибок. И все это с помощью технических навыков в программировании, логике, цифровой грамотности и инженерном мышлении.


«Из моей практики преподавания, могу уверенно сказать, что дети, которые с раннего возраста пробуют развиваться в IT, гораздо увереннее ориентируются в современном мире. Даже в 5-6 лет можно уже закладывать основы: опыты с водой, магнитами, строительство из LEGO, простые логические задачи. Это увлекательно и мега интересно для маленьких исследователей», - отмечает эксперт.


В Академии Hashtag есть программы для детей с 7 лет, где они знакомятся с разнообразными программами, компьютером и логикой программирования, учатся создавать собственные игры и знакомятся с цифровым этикетом.


Что формирует STEM-образование?



Руководитель учебно-методического отдела АнтиШколы Татьяна Литинская отмечает, что современный мир с его автоматизацией, цифровыми технологиями, искусственным интеллектом требует от новых поколений совсем других навыков, чем раньше.




STEM-образование формирует:

  • Критическое мышление. Дети учатся анализировать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.
  • Креативность. Это новые идеи, изобретения и свежий подход к решению задач. Дети учатся мыслить нестандартно.
  • Умение работать в команде. Большинство STEM-задач предполагают сотрудничество. Дети развивают эмоциональный интеллект, чего так не хватает в современных условиях онлайн.
  • Техническая грамотность. Знания в области технологий, программирования, робототехники и инженерии реально открывают путь в будущее.
  • Решение проблем. При помощи практических задач дети понемногу привыкают искать решения настоящих вызовов.


По словам Татьяны Литинской, большинство профессий, которые появятся в ближайшие 10-15 лет, еще даже не существуют. Но все они будут так или иначе связаны с технологиями, аналитикой, разработкой или наукой. STEM-образование формирует гибкий и адаптивный ум, готовый к любым изменениям.


«В АнтиШколе мы внедряем STEM-направление как часть обучения. Мы считаем, что идеальный возраст для старта уже с 5-6 лет. В этом возрасте ребенок активно исследует мир, задает вопросы. Это именно тот момент, когда природный интерес идеально сочетается с основами STEM: логикой, наблюдением, экспериментами, конструированием», - отмечает эксперт.


В АнтиШколе интегрируют STEM-элементы в игровой и практической форме даже для самых маленьких:

  • 5-7 лет – через логические задачи, игры на развитие алгоритмического мышления, мини-эксперименты из подручных материалов.
  • младшие школьники – курсы логики, математики и IT с элементами визуального программирования (например, Scratch).
  • 10+ – более сложные проекты, работа с основами Python, реальные задачи из жизни, связанные с экологией, техникой, медиа.


STEM – будущее образования



Директор ЧЗОСО I степени «Республика Кидс» Екатерина Сизоненко отмечает, что STEAM-концепция занимает ведущую позицию в образовании и закладывает вектор для формирования новых профессий будущего.




«Когнитивные, социально-коммуникативные и метапредметные навыки критически важны в XXI веке, их необходимо развивать у детей с младшего школьного возраста, готовя уже с детства к успешному профессиональному будущему. Возрастная доступность STEM-образования заключается в его гибкости, ведь первые шаги ребенка могут быть в изготовлении мороженого с помощью соли, рисовании невидимыми чернилами, создании голограммного проектора со смартфона или метеостанции из сосновых шишек», - рассказывает директор.

В школе «Республика Кидс» внедрена STEAM-концепция, которая успешно реализуется с 1 класса. Учащиеся в доступной форме овладевают научной грамотностью, формируют положительное отношение к изучению точных и естественных наук. На занятиях дети учатся работать с разнообразным оборудованием, высаживают растения в гидропонных установках, исследуют электричество и магнетизм, производят pH-индикаторы из натуральных ингредиентов, создают роботизированные руки, выполняют проекты при помощи АI.


Заместитель директора STEAM ШКОЛЫ КМDШ ГРАНD Ирина Лемесева добавляет, что именно формирование критического, системного и экологического мышления, навыки работы в условиях неопределенности, межотраслевая коммуникация, управление проектами, которые формирует STEM-образование, делает детей конкурентоспособными в современном мире.





«В сети КМDШ мы реализуем STEM и даже STEAM-подходы с садика, в соответствии с возрастом: от элементарных экспериментов и выращивания растений с дошкольниками до научных проектов и профильных интегрированных курсов в старшей школе», – объясняет Ирина.


Вам может понравиться наша статья: Что такое STEM-образование и почему оно нужно детям уже сейчас






Подпишись на еженедельную программку от "Дети в городе"


Поиск